(празд. 8 сент. и в пятницу 10-й седмицы по Пасхе), чудотворный образ, на месте явления к-рого был основан Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь (ныне в с. Домница Менского р-на Черниговской обл., Украина). Наименования икона и село получили по названию р. Домницы (Думницы), впадавшей в Десну (ныне иссякла), близ к-рой в лесной глуши на дереве явилась Д. и. (до 1798 пень от дерева сохранялся невредимым в алтаре ц. вмц. Параскевы Рождественского Домницкого мон-ря). По одному из преданий, икону нашла на опушке леса слепая девочка Домна, видевшая этот образ во сне; по обретении иконы Домна чудесно прозрела.
Время явления Д. и. доподлинно неизвестно. В 30-40-х гг. XVII в., несмотря на вынужденное признание Речью Посполитой правосл. иерархии на территории Киевской митрополии, католики продолжали там захватывать храмы, изгонять правосл. общины. В 1635 г. Варшавский сейм разрешил доминиканскому ордену основать мон-ри в Чернигове, Новгороде-Северском и Нежине. Чудесное обретение новоявленной иконы в этот период, вероятно, скрывалось в целях сохранности святыни. Первые письменные свидетельства о чудесной помощи от Д. и. встречаются в универсалах гетмана Ивана Мазепы от 1699 г., где образ назван «чудовным», «чудодействующим», «подающим многие исцеления». В универсале гетмана Даниила Апостола от 31 дек. 1731 г. образ также назван чудотворным. В 1694 г. по благословению свт. Феодосия Черниговского в Рождественском Домницком мон-ре при игум. Иннокентии был освящен новый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, тогда же и установлено празднование Д. и. в пятницу 10-й седмицы по Пасхе. Существование мон-ря и храма в 90-х гг. XVII в., а также почитание в этот период Д. и. чудотворной свидетельствуют о том, что наиболее вероятное время ее явления относится к 1-й трети XVII в. Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Д. и. в списке «святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» и указывает др. дату празднования - 8 авг. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659).
В 1771 г. в России, в т. ч. в южнорус. землях, особенно на Черниговщине, свирепствовала моровая язва (чума). В г. Березна (совр. пос. Менского р-на Черниговской обл.) умерло 623 чел., и жители решили прибегнуть к помощи Д. и. Игум. Рождественского Домницкого мон-ря Иерофей (Малицкий; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) подал прошение еп. Феофилу (Игнатовичу) о разрешении на перенесение Д. и. в Березну для молитвы о спасении города. В прошении архиерею игумен напоминал, что в поветрие 1738 г. икону обнесли вокруг Березны и «единственно Ея предстательством спаслись». Разрешение еп. Феофила вскоре было получено, и жители города крестным ходом с Д. и. прошли от Рождественского Домницкого мон-ря до Березны, пронеся чудотворный образ по улицам города, совершая торжественные молебны с коленопреклонением. В тот же день эпидемия отступила.
В 1868 г. Березну и ее окрестности настигли «засуха и бездождие». 15 июня жители пронесли Д. и. крестным ходом к Воскресенской ц., где по окончании литургии был отслужен молебен с коленопреклонением. Затем крестный ход двинулся на поля, вскоре пошел дождь. В 1871 г. благодаря чудесной помощи Д. и. в Березне прекратились участившиеся, вероятно от поджогов, пожары.
Указом от 26 сент. 1873 г. Святейший Синод разрешил ежегодное проведение 9 сент. (попразднство Рождества Пресв. Богородицы) крестного хода с чудотворной иконой из Домницы в Березну, позже епархиальное начальство позволило в течение сент. переносить икону из одного храма Березны в другой. Сохранились свидетельства об исцелениях от Д. и. Сохранилось дореволюционное воспроизведение иконы в ж. «Русский паломник» (1908).
В наст. время Д. и. пребывает в ц. вмц. Параскевы возрожденного в 1995 г. (был закрыт в 1952) Рождественского Домницкого мон-ря. До открытия мон-ря Д. и. находилась в селе на хранении у 2 благочестивых женщин, получивших ее из рук насельника мон-ря (мон. Виталия?). Святыню временно поместили над царскими вратами, в ближайшее время ее предполагают перенести в специальный киот у правого клироса.
В 2007 г., в дни Великого поста (с 31 марта), на праздник Пасхи и в Светлую седмицу, Д. и. пребывала в Киеве: в Свято-Владимирском духовно-просветительском центре, в церквах во имя равноап. вел. кн. Владимира и прп. Евфросинии Полоцкой.
Иконография Д. и. относится к типу Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. К особенностям извода Д. и. можно отнести характер склоненности головы Богоматери к Младенцу, Ее распахнутый у шеи мафорий и видимый уголок хитона. Благословляющая десница Младенца - перед грудью, а не отведена, в левой ручке - свиток. Живописный слой иконы не исследован, по стилистическим признакам ее можно отнести к времени не ранее сер. XIX в. Характер многочисленных гвоздевых отверстий на лицевой части иконы свидетельствует о том, что она была украшена ризой (совр. риза сшита из ткани, нитей и стекляруса). По нижнему полю на черном фоне желтой краской выполнена надпись: ( ) ( ) . Сравнение живописи Д. и., особенно ее извода, с чудотворной Корсунской (Эфесской) иконой Божией Матери является слишком общим (Поселянин. С. 587) и, очевидно, имело целью указать на древность иконы. Гравированное изображение чудотворной иконы работы Г. П. Тепчегорского содержится в рукописном сб. «Солнце Пресветлое», составленном сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (МГУ НБ. Ф. 293. № 10536-22-71), и в его варианте, переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42. Л. 148 об.).